Сегодня в интернете активно продвигаются отзывы о различных организациях, людях, клиниках, магазинах, банках и так далее, которые охватывают все сферы жизни и услуг человека. Причём отзывы могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь же, в интернете, активно муссируется, что все положительные отзывы заказные, поэтому им доверять не стоит.
А что же с негативными отзывами? Можно им доверять, или они тоже, как и позитивные отзывы, написаны на заказ?
Давайте разберёмся со всем по порядку
Рассмотрим на примере возможной ситуации, когда пациент обращается в стоматологическую клинику. При осмотре у пациента диагностируется кариес, и ему предлагают поставить пломбу. Пациент соглашается. И вот все манипуляции завершены, пациент расплатился, счастлив, что уверенно отделался от походов к стоматологу на ближайшие годы, отправляется домой. Через 3 дня зубная боль усилилась, щека распухла.
Как вы думаете: как поступит пациент (или, например, вы на его месте)?
Вариант А: звонит в клинику, сообщает ситуацию, и его приглашают на осмотр.
Вариант Б: садится и пишет негативный отзыв на форуме или сайте-отзовике.
Мы все бывали у стоматолога и прекрасно понимаем, что сколько бы ты ни написал негативных отзывов, зуб не перестанет болеть, пока не посетишь врача и не устранишь причину воспаления.
После повторного посещения, принесённой тысячи извинений от клиники и даже приятных бонусов, зуб и пациент себя прекрасно чувствуют — проблема решена. Человек отправляется по своим делам.
Вряд ли он напишет негативный отзыв!
Так как для того, чтобы написать и закрепить негативный отзыв, надо:
— иметь достаточно времени и сил (быть очень разгневанным), чтобы оставить отзыв;
— знать, где пишут отзывы о медицинских/стоматологических клиниках;
— быть зарегистрированным на сайте отзывов или форуме (иногда регистрация занимает до 3 дней, а иногда и не регистрируют тебя вовсе);
— представить доказательства, что тебе некачественно поставили пломбу (например, заключение другой клиники или другого стоматолога; фото до и после и т. д.);
— после написания почти ежедневно в течение полугода (или даже пары лет) муссировать с единомышленниками тему некачественно установленной пломбы.
Отсюда мы все понимаем, что негативный отзыв оставляет вовсе не тот человек, который лечил зуб, т. к. у пациента проблема улажена, своей работы по горло, времени особо нет.
Получается, что кому-то очень важно написать на эту клинику (организацию, магазин, мастерскую, человека) отрицательный отзыв. Почему?
Потому что негативные отзывы являются:
1. Прекрасным вариантом недобросовестной конкуренции. Даже если этот форум с негативными отзывами организовал и содержит конкурент, то он всегда скажет, что он тут ни при чём. Это мнение людей. По закону владелец форума/сайта/отзовика ответственности за написанное не несёт.
2. Инструментом, чтобы снизить репутацию бизнеса, уменьшить его доходность, а потом его перекупить по низкой цене.
3. Рекламой для конкурентов, когда на гребне негатива топится и принижается одна компания. А вторая — конкурент — в её свете выставляется верхом и образцом в оказании услуг (продаже товаров).
4. Способом зарабатывания денег. Люди заходят на сайты, читают негативные отзывы, эти сайты поднимаются в рейтинге, больше рекламируются, и владельцы этих сайтов зарабатывают всё больше и больше.
5. Полем для шантажа с последующим зарабатыванием денег, когда организацию, на которую написана куча отрицательных отзывов, владельцы негатива предлагают удалить весь или часть негатива, но за деньги. Причём немалые!
Получается, спросите вы, что никому нельзя верить? Что все отзывы являются заказными? Но ведь бывают такие варианты, когда человек и фото прикладывает, и договор у него есть с организацией и даже повестка в суд! Разве это могут быть заказные отзывы?
Здесь, во-первых, уместно вспомнить, что мы с вами живём в век высоких технологий и компьютерных возможностей. И фотошоп ещё никто не отменял.
Во-вторых, берут на вашей доверчивости, душевной простоте… Стоп! А вы уверены, что именно эти фото принадлежат именно этому человеку? И видео снято именно в том магазине, о котором рассказывают? И вас никак не коробят издевательские эпитеты и обидные прозвища, приделанные неумёхе-секретарше, которыми награждают её «пострадавшие»?
Вот поэтому всегда надо иметь свою точку зрения. И в данном случае начать с того, чтобы почитать, посмотреть на сам сайт/форум, где написаны негативные отзывы об интересующей вас организации, не на гребне эмоций (чужих, не ваших!), а взвешенно-трезвым взглядом.
На что следует обратить внимание
- Полистайте страницы форума. Почитайте, просмотрите отзывы не только о той организации, о которой вы хотели узнать, но и о других, может, даже вам неизвестных. Удивитесь (и как это у них на всё хватает времени?), но везде завсегдатаями, спорщиками, инициаторами бесед будут одни и те же лица, человек 5–7, с одними и теми же никами (именами). Ник, конечно, поменять несложно, но манера написания всё равно остается.
- Посмотрите, кого нахваливают на форуме. Пальмовое масло? Чудо-прибор от 1001 болезни? Швейцарский шоколад? Почти со 100%-й уверенностью можно говорить, что именно они основали и проплачивают данный форум, нечистоплотно убирая с дороги своих конкурентов.
- Попытайтесь зарегистрироваться на данном форуме, отзовике, сайте. В более 70% случаев вам это не удастся сделать, потому что ваше мнение никому не нужно, там есть кому писать (люди за это деньги получают), и вы будете просто мешать выстраиванию той заказной картины негатива, которая должна быть представлена во всех красках и вызывать бурю эмоций доверчивых читателей.
- Обратите внимание, когда была создана организация, которая вам интересна и на которую на данном сайте развернута негативная кампания. Бывает компании уже 10 лет, а то и 20. А негатив, причём вдруг и массово, начался 1,5–2 года назад.
- Посмотрите методы организации негативных кампаний на примере не одной, а нескольких разных организаций (тех, на кого пишут негативные отзывы). Увидите, что одни и те же способы унижения применены в отношении большинства организаций, которых обсуждают на форуме. Например, некоторые сайты-отзовики вообще преднамеренно выпячивают вперед негатив о той или иной организации, опуская позитивные отзывы вниз или вовсе удаляя их, чтобы понизить рейтинг компании. Они работают по правилу: чем известнее организация, тем больше на ней должно быть негатива для привлечения читателей на свой сайт.
- Обратите внимание, есть ли под заявлениями «жертв» отечественных услуг, полученных товаров заключения/мнения сторонних экспертов, или это всего-навсего суждения, мнения кого-то, кто вам навязывает зачастую бездоказательно своё видение ситуации? Или возможно, есть заключение от самой организации, на которую пишут негатив? Мы-то знаем, что для правильной оценки ситуации необходимо выслушать обе стороны.
- Посмотрите, где и кем зарегистрирован данный сайт/форум. Найти такую информацию в интернете можно. Приятно удивитесь, но узнаете, что большинство сайтов, на которых плохо отзываются, льют грязь на отечественную медицину, промышленные изделия, оказанные услуги, но при этом нахваливают подобные организации за границей, на сайтах, которые зарегистрированы за рубежом (например, в Голландии, Дании, Норвегии и пр.), но не в России.
- Поищите контакты владельца, администратора сайта, других ответственных лиц, чтобы им можно было написать или позвонить. Зачастую такая информация на сайте либо начисто отсутствует, либо имеется один-единственный электронный адрес. На него, конечно, можно написать. Но это письмо, похоже, будет написано «на деревню дедушке».
Теперь, когда вы убедились, что негативные отзывы в интернете — это ещё один способ заработать на вас, на вашей доверчивости планируете, ли вы доверять им?
Приходите на бесплатный вебинар «Советы профессионального трихолога»